ГОСТ ИСО/МЭК 2382–1–99т Информационная система

Информационная система
Информационная система (ИС) – система обработки информации в совокупности с относящимися к ней ресурсами организации, такими, как: люди, технические и финансовые ресурсы, которая предоставляет и распределяет информацию (ГОСТ ИСО/МЭК 2382–1–99).
Функциональные подсистемы (ООРММ)
  • Подсистема управления конструкторской подготовкой производства;
  • Подсистема управления технологической подготовкой производства;
  • Подсистема оперативного управления основным производством;
  • Подсистема технико-экономического управления производством;
  • Подсистема управления вспомогательным производством;
  • Подсистема управления финансовой деятельностью;
  • Подсистема управления обслуживающим хозяйством;
  • Подсистема управления персоналом;
  • Подсистема управления качеством;
  • Подсистема управления материально-техническим обеспечением производства;
  • Подсистема бухгалтерского учета и отчетности;
  • Подсистема маркетинга и управления сбытом.
Применяемые стандарты
    • ЕСПД – ГОСТ серии 19
    • АСУП – ГОСТ серии 24
    • АС – ГОСТ и ГОСТ Р серии 34
    • ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, 15271, 15288, 16326, 9126
    • ISO/IEC 9126-1, 15939
    • OMG (UML, BPMN, BPEL,…)
    • CA (ECM)
Техническое обеспечение информационной системы – совокупность всех технических средств, используемых при функционировании информационной системы.
Технические средства:
Ø сбора данных
Ø ввода данных
Ø передачи данных
Ø обработки данных
Ø хранения данных
Ø отображения данных
Ø воздействия на объект управления
Информационное обеспечение информационной системы - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в информационной системе при ее функционировании.
Информационное обеспечение информационной системы:
Ø внешнее (внемашинное)
Ø внутреннее (внутримашинное)
Внешнее информационное обеспечение информационной системы:
Ø Внемашинные классификаторы информации
Ø Внемашинные системы кодирования информации
Ø Описание документооборота
Ø Формы документов
Ø Форматы ввода данных
Ø Формы отображения данных
Внутреннее информационное обеспечение информационной системы:
Ø Электронные классификаторы информации
Ø Справочники
Ø Системы кодирования информации на электронных носителях и в базах данных
Ø Описание электронного документооборота
Ø Форматы хранения объектов данных
Ø Схемы баз данных
Ø Технологические процессы обработки данных
Программное обеспечение информационной системы - совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенных для отладки, функционирования и проверки работоспособности информационной системы.
Программное обеспечение
Базовое (системное) ПО
операционные системы
трансляторы
сервисное ПО
ПО технического обслуживания
Прикладное ПО
Программный продукт
    • Программное обеспечение, предназначенное на продажу (программное изделие)
Программная услуга
    • Обработка информации клиента с помощью программного обеспечения
Организационное обеспечение информационной системы - совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала информационной системы в условиях ее функционирования, проверки и обеспечения работоспособности
Методическое обеспечение информационной системы
совокупность документов, описывающих технологию функционирования информационной системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при ее функционировании.
Годы
Приоритет в составе ИС
Стандарты жизненного цикла
1960 – 1975
Техническое обеспечение
1990
ГОСТ 34 (АС)
1975 – 1990
Программное обеспечение
1995
ISO 12207 (ПО)
1990 – 2000
Организационно-методическое обеспечение
2005
ISO 15288 (ИС)
2000 – 2010
Информационное ?
???
Жизненный цикл технической системы - последовательность этапов работ, выполняемых от момента зарождения идеи о создании системы
до момента ее полной утилизации
ГОСТ 34.601-90 Стадии и этапы создания автоматизированной системы
Формирование требований к автоматизированной системе
Разработка концепции автоматизированной системы
Техническое задание
Эскизный проект
Технический проект
Рабочая документация
Ввод в действие
Сопровождение автоматизированной системы
Жизненный цикл программного продукта - совокупность работ и процессов, выполняемых в совокупности от момента зарождения идеи о создании программного продукта до момента полного изъятия его из эксплуатации
Процессы жизненного цикла
  • Основные процессы жизненного цикла
  • Вспомогательные процессы жизненного цикла
  • Организационные процессы жизненного цикла
Основные процессы жизненного цикла
Заказ
Поставка
Разработка
Эксплуатация
Сопровождение
Вспомогательные процессы жизненного цикла
Документирование
Управление конфигурацией
Обеспечение качества
Верификация
Аттестация
Совместный анализ
Аудит
Решение проблем
Организационные процессы жизненного цикла
(ориентированы на процессы)
Управление
Создание инфраструктуры
Усовершенствование
Обучение
Система является конкретной комбинацией технических средств, компьютеров, программных средств, материалов, персонала и возможностей.
В исходной системе существуют реальные процессы. Программные средства служат для обеспечения выполнения некоторых функций данных процессов на компьютерах
Модель жизненного цикла - форма взаимосвязи и взаимозависимости работ и этапов жизненного цикла.
Модели жизненного цикла:
(Линейная)
Каскадная
Инкрементная
Эволюционная
Спиральная
Итерационная
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15288 – 2005
Стандарт касается систем, созданных человеком и включающих один или несколько из следующих элементов: аппаратное обеспечение, программное обеспечение, людей, процессы (например, процесс оценки), процедуры (например, инструкции оператора), основные средства и природные ресурсы (например, вода, организмы, минералы).
Процессы, описанные в стандарте, образуют полное множество, из которого организация может конструировать модели жизненного цикла систем, соответствующие своим потребностям, выбирая по необходимости любое приемлемое подмножество таких процессов.
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15288 – 2005:
ISO/IEC TR 19760 – руководство по применению стандарта ISO/IEC 15288,
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15271-2002 – руководство по применению стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2002,
ISO/IEC 15939 – на процессы определения характеристик программных продуктов,
ISO/IEC 15940 – на сервисы среды, относящиеся к программной инженерии,
ISO/IEC TR 15846 – на управление конфигурацией,
ISO/IEC 18019 – на процессы документирования,
ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 – на сопровождение программного обеспечения,
стандарты в области информационных технологий серии ГОСТ 34, стандарт ГОСТ РВ 51987-02 – на требования и показатели качества функционирования информационных систем (этот стандарт может использоваться и в гражданских целях),
а также стандарт IEEE 1220 и стандарт электронного промышленного альянса США EIA 632 на процессы проектирования систем
Фазы жизненного цикла Rational Software
Начало Определение масштабов проекта и разработка бизнес-вариантов
Развитие План-проект, спецификация особенностей и основных архитектурных решений
Построение Создание продукта
Переход Переход продукта к пользователям
Итерации являются последовательностью работ в соответствии с планом при достижении определенного уровня некоторого критерия, на каждой итерации достигается результат в виде работающей версии системы
ECM - процесс разработки фирмы Computer Associates (Enterprise Component Modeling Process)
Подход к описанию программного обеспечения систем многоуровневого управления организациями, использующего объектно-ориентированную технологию и компонентно-ориентированную разработку
ECM - процесс
Концептуализация
Результаты
- Цели и требования (Vision Statement)
- Модель бизнес-процессов
- Приоритетный список требований (Problem Statement)
Анализ требований
Результаты
Модель вариантов использования (Use Case Model)
Внешняя объектная модель
Общий план тестирования
Прототип описания графического интерфейса (GUI)
Внешние спецификации проекта
Системное проектирование
Создается системный проект на общем уровне. Выполняется декомпозиция системы на управляющие подсистемы и с ориентацией на применимые программные сервисы
Результаты
Сетевая модель архитектуры
Модель декомпозиции на подсистемы
Проектирование объектов
Происходит уточнение реальной модели бизнес-объектов до модели, пригодной к реализации. Полностью описывает реализацию классов и компонентов документо-ориентированного интерфейса
Результаты
Объектная модель
Динамическая модель (не обязательно)
Физическая модель (не обязательно)
Спецификации компонентов
Построение
Происходит перевод созданной модели в программный код на языках 3GL или 4GL. Если используется СУБД выполняется проектирование логической (физической) модели данных
Результаты
Исходный программный код
Схема базы данных
Тесты
Тестирование
Происходит тестирование на соответствие требованиям и на получение ожидаемых результатов
Результаты
Вариант реализованного продукта (готового к внедрению)
Внедрение
Система продумывается полностью в рамках текущей версии, доводится до возможности использования на реальном объекте и сопровождается
Результаты
Документация для конечного пользователя
Конечный вариант продукта
Многогранный талант В. М. Глушкова позволил ему получить блестящие научные результаты мирового значения в математике, кибернетике, вычислительной технике и программировании, создать в этих областях науки собственные школы. Особенно это касается следующих направлений:
- теория топологических групп и топологическая алгебра в целом;
- теория цифровых автоматов;
- теория программирования и системы алгоритмических алгебр;
- теория проектирования электронных вычислительных машин;
- создание средств вычислительной техники: новые архитектуры вычислительных машин и систем, управляющие вычислительные машины широкого назначения;
- кибернетика как наука об общих закономерностях, принципах и методах обработки информации и управления в сложных системах;

- создание автоматизированных систем управления технологическими процессами и промышленными предприятиями;
- разработка основ построения общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством;
- основы безбумажной информатики.
Одно из направлений деятельности В.М. Глушкова - это разработка теории систем управления экономическими объектами (предприятиями, отраслями промышленности), а также автоматических систем для управления различными техническими средствами.
Работы по управлению экономикой развернулись начиная с 1962 года с создания эскизного проекта общегосударственной сети вычислительных центров, а по конкретным автоматизированным системам управления производством (АСУ) - начиная с 1963-1964 годов.
Первая созданная автоматизированная система - "Львовская система« - АСУ для предприятия с крупносерийным характером производства на телевизионном заводе во Львове (теперь - ассоциация "Электрон"). Начало разработки - 1965 год.
На этом проекте непосредственно работали В.И. Скурихин и А.А. Морозов. Участвовали в этой работе В.В. Шкурба, Т.П. Подчасова и др. В 1970 году, когда система уже успешно эксплуатировалась, ее создатели получили Госпремию Украины (В.М. Глушков, В.И. Скурихин, А.А. Морозов, Т.П. Подчасова, В.К. Кузнецов, В.В. Шкурба и три специалиста от завода).
После "Львовской системы" в конце 60-х-начале 70-х годов завершились работы по системе "Кунцево" (для Кунцевского радиозавода). Работы выполнялись на основе типовых решений, разработанных группой В.М. Глушкова.
Первый проект создания системы управления крупным машиностроительным предприятием в нашей стране –«АСУ Кунцево».

Главным конструктором был назначен Юрий Михайлович Репьев - профессор МАИ, член-корреспондент Международной академии информации, информационных процессов и технологий, академик Академии Проблем качества РФ.
Научным руководителем был назначен академик В.М. Глушков.
Постановление Военно-промышленной комиссии Совета министров СССР о создании системы "Кунцево" было подписано 10 августа 1966 года.
В 70-х годах была создана ОАСУ авиационной промышленностью. Главным конструктором был Ю.М. Черкасов. В дальнейшем – главный конструктор АСУ-Москва, заведующий кафедрой информационных систем ГУУ.
Монография В. М. Глушкова “Введение в АСУ”, которая была посвящена, в основном, системам организационного управления, вышла вторым изданием в 1974 г. В ней были систематизированы оригинальные результаты, полученные В. М. Глушковым в 1964—1968 гг.
В. М. Глушков разрабатывал идею безбумажной информатики. “Основы безбумажной информатики” — именно так называлась его последняя монография, вышедшая в свет в 1982 г. В этой книге были описаны математический аппарат и комплекс идей, относящихся к проблемам информатизации.
Принципы создания информационных систем управления (В.М. Глушков)
Принцип новых задач
Принцип системного подхода
Принцип первого руководителя
Принцип непрерывности развития системы
Принцип единства информационной базы
Принцип однократного ввода и многоцелевого использования информации
Принцип автоматизации документооборота
Принцип комплексности задач и рабочих программ
Принцип согласования пропускной способности различных звеньев системы
Принцип типовости
Принцип новых задач
Эффективность АСУ повышается при решении задач , которые при традиционной ручной технологии управления невозможно решить, либо они решаются частично. К ним относятся задачи оптимизации. На уровне предприятия это задачи определения оптимального производственного плана, оптимального оперативно - календарного планирования, оптимального управления ресурсами предприятия, оперативного анализа. Это и задачи перспективного планирования развития отрасли и др.
Принцип системного подхода
Второй принцип - это системный подход к созданию АСУ. Проектирование АСУ должно основываться на системном анализе как объекта , так и управляющей части. В частности, это означает , что следует определить цели и критерии функционирования системы управления и проводить структурный анализ.
Принцип первого руководителя
Принцип первого руководителя состоит в том, что разработку и внедрение АСУ нужно производить под непосредственным руководством первого руководителя соответствующего объекта.
Принцип непрерывного развития системы
Основные идеи построения, структура и конкретные решения АСУ должны позволять относительно просто настраивать систему на решение задач, возникающих уже в процессе эксплуатации АСУ в результате подключения новых участков управляемого объекта, расширения и модернизации технических средств системы, её информационно-математического обеспечения и т.д.
Принцип единства информационной базы
На машинных носителях информации накапливается (и постоянно обновляется) информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всех задач управления. При этом в т. н. основных (генеральных) массивах исключается неоправданное дублирование информации. которое неизбежно возникает, если первичные информационные массивы создаются для каждой задачи отдельно. Основные массивы образуют информационную модель объекта управления.
Принцип однократного ввода и многоцелевого использования информации – как следствие
Принцип автоматизации документооборота – как следствие
Принцип комплексности задач и рабочих программ.
Большинство процессов управления взаимосвязаны и поэтому не могут быть сведены к простому независимому набору отдельных задач. Например, задачи материально-технического снабжения органически связаны со всем комплексом задач оперативно-календарного и объёмно-календарного планирования; задание на материально-техническое снабжение составляется исходя из задач планирования производства, а при срывах в снабжении (по срокам и по номенклатуре) возникает необходимость трансформации планов. Раздельное решение задач планирования и материально-технического снабжения может значительно снизить эффективность АСУ.
Принцип согласования пропускной способности различных звеньев системы.
Скорость обработки данных в различных сопряжённых контурах системы должна быть согласована таким образом, чтобы избежать информационных заторов (когда возникает объективная возможность потери данных) или больших информационных пробелов (приводящих к неэффективному использованию некоторых элементов АСУ).
Принцип типовости.
Разрабатывая технический комплекс, системное математическое обеспечение, рабочие программы и связанные с ними формы и состав информационных массивов, исполнитель обязан стремиться к тому, чтобы предлагаемые им решения подходили возможно более широкому кругу заказчиков. Необходимо в каждом случае определять разумную степень типизации, при которой стремление к широкому охвату потребителей не приведёт к существенному усложнению типовых решений. Типизация решений способствует концентрации сил, что необходимо для создания комплексных АСУ.
При создании АСУ необходимо руководствоваться принципами:
Ø системности,
Ø развития,
Ø совместимости,
Ø стандартизации и унификации,
Ø а также и эффективности.
Принцип системности заключается в том, что при создании, функционировании и развитии АСУ должны быть установлены и сохранены связи между структурными элементами, обеспечивающие ее целостность.
Принцип развития заключается в том, что АСУ должна создаваться с учетом возможности пополнения и обновления функций АСУ и видов ее обеспечении путем доработки программных и (или) технических средств или настройкой имеющихся средств.
Принцип совместимости заключается в обеспечении способности взаимодействия АСУ различных видов и уровней в процессе их совместного функционирования.
Принцип стандартизации и унификации заключается в рациональном применении типовых, унифицированных и стандартизованных элементов при создании и развитии АСУ.
Принцип эффективности заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание АСУ и целевыми эффектами, получаемыми при ее функционировании.
Процедурно-ориентированный метод направлен на первичное изучение процедур обработки информации.
Предметно-ориентированный метод направлен на изучение элементов информации на предприятии.
Метод анализа по структурным элементам системы управления в основе изучения лежит структура подразделений и функции, выполняемые ими.
Метод анализа выходов изучает зависимость управленческих решений от начальных (входных) условий.
Метод реакций на воздействие изучает реакцию системы на какие-либо воздействия.
Направления предпроектного обследования
¨ обследование информационных потоков на предприятии
¨ обследование материальных потоков на предприятии
¨ обследование потоков управления на предприятии
¨ обследование системы планирования на предприятии
Информационное обеспечение – (information support) представляет собой совокупность данных объекта управления, языковых средств описания данных, программных средств обработки информационных массивов, методов организации, накопления, хранения и доступа к информационным массивам, единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации и информационных массивов, которые применяются в информационной системе.
Внешнее ИО – представляет собой совокупность единой системы классификации и кодирования информации и унифицированной системы документации. Оно позволяет идентифицировать объекты и представить их во входных документах.
Внутреннее ИО – это методы и средства преобразования внешнего представления данных в машинное, организация машинных информационных массивов, преобразование данных из машинного представления во внешнее.
Уровни исследования информации
Ø Технический (синтаксический)
Ø Семантический (смысловой)
Ø Прагматический (потребительский)
Технический (синтаксический) – отображает формально – структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. На этом уровне учитывается тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т.п.
ИЗМЕРЕНИЕ:
количество информации – изменение неопределенности состояния системы (энтропии)
Семантический (смысловой) – на этом уровне определяется степень соответствия образа объекта и самого объекта. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи.
ИЗМЕРЕНИЕ:
тезаурусная мера – связывает семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение.
Тезаурус — это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система.
Прагматический (потребительский) – на этом уровне исследуют отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе реализуется. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели.
ИЗМЕРЕНИЕ:
Количество двоичных (n-ичных) элементарных решений
Стадия обработки.
Ø Первичная информация — информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируется на начальной стадии.
Ø Вторичная информация — информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результатной.
Ø Промежуточная – информация, которая используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.
Ø Результатная – информация, которая получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.
Способ отображения.
Ø Текстовая информация — совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе (бумага, изображение на экране дисплея).
Ø Графическая информация — различного рода графики, диаграммы, схемы, рисунки, фотографии и т.д.
Ø Видео – движущиеся изображения, изменение которых имеет смысл и ценность для восприятия.
Ø Аудио – различные звуки: голос диктора, музыка, шумы, сигналы и т.д.
Стабильность
Ø Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по количеству.
Ø Постоянная (условно-постоянная) информация — это неизменная и многократно используемая в течение длительного периода времени информация.
v постоянная справочная информация включает описание постоянных свойств объекта в виде устойчивых длительное время признаков.
v постоянная нормативная информация содержит местные, отраслевые и общегосударственные нормативы.
v постоянная плановая информация содержит многократно используемые в фирме плановые показатели.
Функция управления. По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию.
Ø Плановая информация — информация о параметрах объекта управления на будущий период.
Ø Нормативно-справочная информация содержит различные нормативные и справочные данные. Ее обновление происходит достаточно редко.
Ø Учетная информация — информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени.
Ø Оперативная (текущая) информация — информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени.
Документ - эта любая семантическая информация, которая выражена на любом языке и зафиксирована любым способом на любом носителе с целью ее постоянного обращения в динамической информационной системе.
Документ состоит из реквизитов.
Реквизит – это информационная совокупность, которая не поддается дальнейшему расчленению (на смысловом уровне) на единицы информации.
Справочные реквизиты-признаки - как правило, наименования - предназначены для понимания показателя сущности пользователем.
Группировочные реквизиты-признаки – закодированные справочные признаки, предназначенные для логической обработки информации в информационной системе.
Основными объектами классификации и кодирования являются справочные реквизиты-признаки описывающие процессы, место, время выполнения процессов, субъекты и объекты действия отражаемые в показателе.
Каждый из реквизитов-оснований вместе с относящимися к нему признаками образует показатель.
Показатель – это информационная совокупность с минимальным составом, достаточным для образования документа, включающая в себя только один реквизит-основание и один или несколько реквизитов-признаков.
Элементы показателя, как и показатель в целом, можно рассматривать с двух точек зрения: по форме и по значению:
Ø форма – это наименование граф и строк,
Ø значение –записанные в этих графах и строках конкретные числа, цифра.
Схема процесса проектирования унифицированной системы документации (УСД)
I этап.
1. Определение состава результатных показателей
2. Определение состава первичных показателей
3. Разбиение показателей по формам документов
4. Выбор типа формы документа (тип носителя)
5. Определение способа нанесения информации в документы
II этап
6. Выявление и анализ полной системы документации
7. Исключение производных и многократно вводимых в систему показателей
8. Введение единой терминологии путем составления словаря (тезауруса)
9. Установление единых единиц измерения
10. Классификация и кодирование документов и реквизитного состава документов
11. Уточнение форм и построение единых форм документов
III этап
15. Разработка правил заполнения и использования документов
16. Построение схем документооборота
17. Утверждение форм документов, их размножение и составление инструкций для работы с документами
Модель Чена
Модель «Сущность-связь»
ER (Entity-relationship)-диаграмма
Методы оценки экономической эффективности:
Статические - по среднегодовым показателям
Динамические - с учетом дисконтирования
Основной принцип - сопоставление эффекта и затрат
Совокупная стоимость владения (ТСО)
Total cost of ownership (TCO)
Группы затрат
- Условно-прямые затраты;
- Условно-косвенные затраты;
- Невидимые (непланируемые) затраты и убытки.
Условно-прямые затраты
- Затраты на оборудование (закупка, амортизация, комплектующие, аренда, обслуживание);
- Затраты на программное обеспечение (закупка, амортизация, аренда, сопровождение);
- Затраты на персонал (оплата труда, консультации, аутсорсинг, обучение);
- Затраты на сопровождение и развитие системы (собственная разработка, заказная доработка);
- Затраты на связь и коммуникации (аренда линий, удаленный доступ, корпоративные сети).
Условно-косвенные затраты
- Затраты на оборудование (закупка, амортизация, комплектующие, аренда, обслуживание);
- Затраты на программное обеспечение (закупка, амортизация, аренда, сопровождение);
- Затраты на персонал (оплата труда, консультации, аутсорсинг, обучение);
- Затраты на сопровождение и развитие системы (собственная разработка, заказная доработка);
- Затраты на связь и коммуникации (аренда линий, удаленный доступ, корпоративные сети).
Невидимые (непланируемые) затраты и убытки
- Затраты пользователя на информационные технологии (затраты времени на самообучение пользователя, затраты времени на обслуживание системы пользователем);
- Простои, вызванные средствами информационных технологий (простои ввиду остановок работы системы или сети, потери по вине пользователя)
Барри Боэм (Barry Boehm) - один из ведущих мировых экспертов в области программной инженерии.
Его вклад в предметную область включает создание модели COCOMO (Constructive Cost Model), спиральной модели процессов разработки ПО, Theory-W (win-win) для менеджмента ПО и извлечения требований, а также нескольких программно-инженерных сред. Является автором множества книг и публикаций по программной инженерии.
COCOMO (Construcrtive Cost Model) - модель, позволяющая оценивать стоимость и трудоемкость при планировании работ по разработке нового ПО.
Теория W это принцип менеджмента, при реализации которого особое значение придается ключевым организаторам совместного дела, выполняющим разработку системы (пользователь, заказчик, разработчик, наладчик, создатель интерфейсов и т.д.), которые станут "победителями", если проект окажется успешным.
Коэффициенты масштаба проекта
1. Прецедентность PREC
Отражает предыдущий опыт организации в реализации проектов данного типа. (Очень низкий означает отсутствие опыта. Сверхвысокий означает, что организация полностью знакома с этой прикладной областью).
2. Эластичность (гибкость) разработки FLEX.
Отражает степень гибкости процесса разработки. (Очень низкий означает, что используется заданный процесс. Сверхвысокий означает, что клиент установил только общие цели).
3. Архитектура/риск RESL.
Оценка архитектуры с точки зрения рисков реализации. Отражает степень выполняемого анализа риска. (Очень низкий означает малый анализ. Сверхвысокий означает полный и сквозной анализ риска).
4. Сплоченность коллектива TEAM.
Отражает, насколько хорошо разработчики знают друг друга и насколько удачно они совместно работают. (Очень низский означает очень трудные взаимодействия. Сверхвысокий означает интегрированную группу, без проблем взаимодействия)
5. Зрелость обслуживающего процесса PMAT.
Означает зрелость процесса в организации.
Коэффициенты стоимости
1.RELY - Требуемая надежность системы
2.DATA - Размер базы данных
3.CPLX - Сложность компонента или узла.
4.RUSE - Требуемая повторная используемость
5.DOCU - Документирование требований жизненного цикла
6.TIME - Ограничения времени выполнения операций
7.STOR - Ограничения оперативной памяти
8.PVOL - Изменчивость платформы
9.ACAP - Аналитические возможности перонала
10.PCAP - Возможности персонала в программировании и поддержке
11.PCON - Текучесть кадров
12.AEXP - Опыт персонала работы с приложениями системы
13.PEXP - Опыт работы персонала с платформой.
14.LTEX - Опыт работы с языком и утилитами
15.TOOL - Использование программных утилит
16.SITE - Мультисетевая разработка
17.SCED - Требуемый график разработки

Комментариев нет:

Отправить комментарий